"Сетевое образование: кадры для Восточного"

Строительство нового космодрома Восточный в Амурской области - одна из приоритетных задач развития России. Но построить космодром - полдела. Нужны специалисты, которые будут там работать. Важная роль в их подготовке отводится Самарскому государственному аэрокосмическому университету (СГАУ). О перспективных идеях в подготовке инженерных кадров рассказал первый проректор - проректор по науке и инновациям СГАУ Андрей Прокофьев.

Фото:

- СГАУ - ведущий аэрокосмический вуз России. Университет закрепился в ТОП-15 российских вузов и вы намерены пробиться в ТОП-100 технических вузов мира. Понятно, что без инноваций в образовательном процессе не обойтись. Какие идеи из тех, что сегодня обсуждаются, на ваш взгляд, самые актуальные и интересные - в том числе применительно к новому российскому космодрому Восточный?

- Самая интересная идея (но она в России пока еще до конца не проработана) - это сетевое образование, когда часть дисциплин на младших курсах студент изучает в одном вузе, а затем продолжает обучение в другом вузе и, может, даже не в одном. Такая схема обучения, например, недавно обсуждалась на "круглом столе", который Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) проводила в рамках авиационно-космического салона МАКС-2015.

- Почему для обсуждения выбрали не какой-нибудь образовательный форум, а МАКС? И почему именно ОРКК так интересуется темой сетевого образования?

- Сегодня для ОРКК одна из центральных задач - строительство и развитие космодрома Восточный. А там одна из самых актуальных проблем - это кадры. Причем не на скорую руку подготовленные, а по-настоящему высокой квалификации. И в подавляющем большинстве это должны быть жители Амурской области, Дальнего Востока.

- А не проще привозить на космодром специалистов из Москвы, из той же Самары, как, например, делает самарский ракетно-космический центр "Прогресс" на Байконуре? Этой схеме, наверное, уже лет 50.

- Постоянные многомесячные командировки не каждый выдержит. И для Байконура это всегда было слишком затратным делом, а Восточный от Центра в несколько раз дальше, чем Байконур. К тому же у нас в России достаточно сложно идут процессы трудовой миграции населения. Маловероятно, что специалисты из Москвы или из Самары в массовом порядке поедут жить и работать в Углегорск. Конечно, кто-то захочет поехать, но это не будет системой.

- Почему тогда не поручить подготовку кадров для нового космодрома тому же Амурскому госуниверситету? Открыть там профильный факультет, вырастить до института - с бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой…

- Этим можно и нужно заниматься, но это вопрос не десяти и даже не 20 лет. А кадры-то нужны уже завтра, уже сейчас! И эту проблему можно решить как раз за счет сетевого обучения. Например, первые два курса молодые люди из Амурской области, из регионов Дальнего Востока учатся дома, в Амурском госуниверситете. Изучают общепрофессиональные дисциплины - такие, как физика, математика, химия, теоретическая механика, теория машин и механизмов, детали машин. А вот третий и четвертый курсы бакалавриата, а потом и магистратура - это уже обучение в профильных аэрокосмических вузах, обладающих компетенциями мирового уровня. Например, в СГАУ.

- Схема интересная, но какой из вузов будет выдавать диплом выпускнику?

- Это обсуждается. Возможно, это будут двойные дипломы - например, Амурского государственного университета и Самарского государственного аэрокосмического университета. Законодательная база такого сетевого обучения в настоящее время до конца не проработана. Федеральный закон есть, но нормативная база пока в работе. Ее проработкой Минобрнауки РФ как раз и намерено заняться в ближайшее время.

- А почему в схему сетевой подготовки кадров для Восточного включают именно Самарский государственный аэрокосмический университет? Повлияла ваша позиция в ТОП-15?

- Присутствие СГАУ в ТОП-15 российских вузов - это всего лишь формализованная оценка нашей работы. На том же "круглом столе" ОРКК заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов несколько раз приводил в пример наш опыт в организации обучения как лучший в России. И по нескольким позициям СГАУ - действительно уникальный вуз, причем на мировом уровне.

Но есть и другие аргументы. Самарская область сама по себе играет одну из ключевых ролей в создании космодрома Восточный. Первый стартовый комплекс, два из трех космических аппаратов, готовящихся к первому старту, ракета-носитель "Союз-2.1а", которая обеспечивает первую пусковую кампанию, двигатели 1-й и 2-й ступеней этой ракеты - все это делает именно наш регион. Ну а о том, что большая часть инженерных кадров самарского аэрокосмического комплекса подготовлена нашим университетом, я думаю, можно даже не говорить.

И то, что на Восточном есть стартовый комплекс под семейство ракет-носителей "Союз-2", "привязывает" космодром к Самаре на десятки лет. Где же, как не в СГАУ, готовить кадры для Восточного? Кстати, группа учащихся 9-11 классов из Благовещенска только что побывала в СГАУ. Очень возможно, что среди них - наши будущие студенты.

- Из чего будут исходить при формировании программ сетевого обучения?

- Формирование таких программ является одной ключевых тем дискуссии о сетевом образовании. Причем вопрос обсуждается не только в приложении к космодрому Восточный. Каждый из наших профильных вузов обладает так называемыми "центрами превосходства" мирового уровня, в сравнении с которыми у них нет конкурентов в России, да и в мире конкурентов единицы. Эти центры превосходства и должны стать базой для сетевых программ. Учить - лучшему.

- Ваш центр превосходства - это университетская орбитальная группировка из двух аппаратов "Аист"?

- Это лишь один из центров превосходства. Кстати, с августа 2015 г. РКЦ "Прогресс" передал СГАУ управление этими аппаратами. У нас в университете теперь собственный Центр управления полетом, а это совершенно другой уровень.

- Какие еще центры превосходства СГАУ могут попасть в программы сетевого обучения и сетевых научных исследований?

- Совместно с РКЦ "Прогресс" мы создали уникальный центр космического машиностроения. Он действительно превосходит по своим компетенциям мировые образовательные центры. Кроме того, в СГАУ мощный Центр двигателестроения, есть Центр авиастроения. Конечно, они не занимаются всеми проблемами. У каждого - своя ниша.

Например, для Центра авиастроения это проектирование авиационных конструкций из композиционных материалов и их испытания. В этом мы - лучшие в России, и это уже стало базой для сотрудничества с центрами превосходства других вузов. Например, у Казанского национального исследовательского технического университета есть аналогичный центр по производству авиационных композитных конструкций. И мы реализовали ряд совместных проектов, когда СГАУ разрабатывал конструкцию, КНИТУ ее изготавливал, она возвращалась к нам, и мы ее испытывали. Вот пример такой успешной "связки".

Вторая тема, которая волнует ОРКК, - это качество инженерного образования. И Александр Климов, и заместитель генерального директора ОРКК Алла Вучкович говорят о том, что количество выпускаемых вузами инженерных кадров соответствует потребностям космической отрасли. Но по качеству образования ряд вузов отстает от ее требований.

- Какие обсуждаются пути решения этой проблемы?

- В качестве одного из таких путей обсуждается тема организации базовых кафедр вузов на предприятиях. У СГАУ в этом вопросе очень богатый опыт, можно привести пример успешной работы базовых кафедр в ракетно-космическом центре "Прогресс". Он насчитывает уже несколько десятков лет. Но сегодня здесь есть определенные сложности с нормативной базой Министерства образования и науки РФ.

- В чем здесь суть проблемы?

- Например, Минобрнауки предъявляет к базовым кафедрам на предприятиях те же требования, что и к кафедрам по университету в целом. В частности, по количеству штатных работников, по количеству работников с учеными степенями. Но ведь понятно, что на базовой кафедре пусть не количество, но доля штатных профессоров, специалистов с учеными степенями все-таки в целом ниже, чем в среднем по университету. И это объяснимо: мы имеем дело с предприятием, у которого первоочередные задачи совершенно не такие, как у университета. Там на первом месте производство, а не подготовка кадров.

В рамках этой же дискуссии обсуждается тема "базовых кафедр наоборот".

- Это когда кафедра, где работают сотрудники предприятия, создается уже не на его территории, а на территории вуза?

- Да. На мой взгляд, это интересная, новая схема, и у СГАУ по этому направлению уже есть очень ценный опыт.

- Вы имеете в виду серийное производство маломассогабаритных космических аппаратов, которое создано Ракетно-космическим центром "Прогресс" на территории СГАУ?

- Да, комплекс ЭИК-3. Там сосредоточены и разработка, и производство, и есть уникальный испытательный комплекс, то есть то, что можно вынести за территорию предприятия. Этот проект РКЦ "Прогресс" реализовывал совместно со СГАУ в рамках постановления правительства России №218, суть которого - в кооперации вузов с промышленными предприятиями.

- Кстати, ведь ваш МКА "Аист-2Д" и наноспутник SamSat-218, которые должны первыми стартовать с Восточного, как раз и создавались в рамках этого постановления?

- Да. Но конечная цель проекта - не просто построить и вывести на орбиту эти аппараты, а создать на территории вуза серийное производство МКА в интересах РКЦ "Прогресс". Запустить его и параллельно использовать в учебном процессе и научно-исследовательских работах в СГАУ.

- У Самарского аэрокосмического университета интересные наработки в области аддитивных технологий. На какой уровень вы сегодня вышли?

- Сегодня профильная лаборатория СГАУ вплотную подошла к разработке аддитивных технологий на базе металлов при создании элементов, деталей конструкции современных газотурбинных двигателей. Пока все говорят об аддитивных технологиях в приложении к пластикам, которые используются, в основном, в процессах моделирования, прототипирования. А мы сегодня можем создавать металлические изделия, конструкции, которые будут реально применяться, - готовые изделия.

СГАУ очень активно работает в области материаловедения. Еще в конце прошлого года наш университет и Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) подписали соглашение по созданию в Геленджике, на базе филиала ВИАМа, лаборатории коррозии и биоповреждений материалов. Там уникальные условия для проведения долгосрочных натурных климатических испытаний материалов в условиях влажного соленого воздуха. И вот сейчас мы с гендиректором ВИАМ академиком Евгением Кабловым обсуждали дальнейшие планы оснащения этой лаборатории и развития научных исследований в этом направлении. Оно очень перспективно, и мы планируем его развивать.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:24 В Самаре оцифровывают одну из крупнейших в России коллекцию бабочек

Дело нужное. Хрупкий материал...

Наталья Кузнецова 05 февраля 2022 16:35 Самарские школьники переведены на "удаленку"

9 и 11классы не белеют?

Андрей Куропаткин 02 июня 2021 10:42 Сотни самарцев выстроились перед школой на 5-й просеке

Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу

Павел Фирсов 24 сентября 2018 14:26 Юрий Белонощенко: "Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным "умственным спецназом"

СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. :) Но ведь это к крутизне отношения

ALEX LAWER 16 марта 2018 20:03 Геннадий Котельников предложил перевести школы на пятидневку

Родители, давайте поддержим эту инициативу.Мы же не враги наших детей. Мы получим возможность общаться больше со своими детьми. Очевидно, что перевод на пятидневку требует комплексного подхода."Школа" должна перестать сопротивляться и сесть за стол переговоров с родителями. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, наши дети же занимаются значительно больше.Необходимо пересмотреть количество часов занятости детей в сторону снижения. Родители, обратите внимание на то, как строится учебный процесс, каков обьем домашних заданий ,сколько времени ваши дети тратят на их выполнение и сверьтесь с государственными стандартами.Не открою большой тайны, учеба- это не игра в одни ворота, когда мы заставляем только детей учится, образовательная услуга, оказываемая школой, должна быть качественной и на это у нас с вами есть соответствующее право требования.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6