Совет по правам человека при президенте России готовит доклад главе государства с предложениями о законодательном регулировании внешнего вида школьников и их права на ношение религиозной атрибутики, пишут "Известия". В частности, хиджабов, вокруг которых периодически разгораются споры. Помимо этого, члены СПЧ попросят лингвистов написать экспертное заключение и ответить на вопрос - что такое "светское образование".
Заседание, посвященное этой проблеме, состоится в феврале, сообщил "Известиям" член СПЧ Евгений Бобров.
"Как минимум, надо договориться о ценностях и выработать общие подходы, - сказал Евгений Бобров. - А дальше посмотрим, готовы ли мы к законодательному решению этой проблемы. Вопрос в том, насколько открыто школьники могут демонстрировать свое вероисповедание и не будет ли это нарушать светский характер государства и право на образование".
Действующий закон "Об образовании" передает школам право определять внешний вид учеников. В статье 38 закона говорится, что образовательные организации "вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения". В другом пункте статьи указывается, что государственные и муниципальные средние образовательные учреждения "устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
За последние несколько лет Верховный суд России дважды подтверждал права регионов на запрет хиджабов. В 2013 г. ВС поддержал решение Ставропольского краевого суда, запретившего школьницам носить платки. А в 2015 г. суд Мордовии разбирал жалобу родителей девочек-мусульманок на постановление регионального правительства, запретившее в школах не только хиджабы и вообще демонстрацию религиозной атрибутики, но и джинсы, мини-юбки, глубокие декольте, пирсинг и окрашивание волос в яркие цвета.
Жалоба была отклонена, Верховный Суд затем подтвердил это решение. Уже в начале этого года на определение ВС ссылалась глава Минобрнауки Ольга Васильева, высказавшаяся против ношения хиджабов в школах. Ее слова вызвали резкую критику со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова, после чего долгое время не утихали споры сторонников и противников запрета.
По словам Евгения Боброва, члены СПЧ также попросят лингвистов написать экспертное заключение - что такое, собственно говоря, "светское образование".
"Это главный вопрос, потому что светскость образования указана в законе, и надо понимать, в какой мере это может исключать религиозные предпочтения. И не только религиозные, например, тот же пирсинг. А некоторые вообще считают, что все школьники должны носить форму и выглядеть одинаково, - пояснил Евгений Бобров".
По его мнению, урегулировать эти вопросы на уровне федерального закона необходимо в том числе и для того, чтобы сторонники и противники религиозной атрибутики в школах не использовали эту тему в период выборов и не провоцировали жаркие споры. По крайней мере, отметил Евгений Бобров, надо определиться - запрещать или разрешать, и зафиксировать то или иное решение в законе.
"Вопрос неоднозначный, - прокомментировал "Известиям" член СПЧ и председатель общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод. - Есть регионы, где верующих подавляющее большинство. Возможно, следует предусмотреть какие-то исключения для регионов, где большое количество верующих и дети воспитываются в религиозных семьях. Обсудим, подумаем. Но федерального закона, где говорится о светском характере образования, никто не отменял".
В Госдуме говорят о готовности ознакомиться с предложениями совета и при необходимости принять участие в разработке поправок в законодательство.
"На мой взгляд, существующего закона достаточно, не думаю, что решения Верховного Суда надо отражать в законодательстве. Но если от СПЧ поступит предложение поработать в этом направлении, мы примем участие в этой дискуссии и поймем, нужен ли закон или какое-то другое регулирование, - сказал "Известиям" первый зампредседателя комитета по делам национальностей Михаил Старшинов".
Адвокат, редактор журнала "Религия и право" профессор Анатолий Пчелинцев, представлявший в 2015 г. интересы мордовских мусульман в суде, рассказал "Известиям", что хотя в удовлетворении иска суд отказал, его оппоненты - региональные чиновники - открыто признавали остроту проблемы".
"Даже выиграв суд, чиновники не стали давить на учеников и учителей и фактически смотрят сквозь пальцы на тех, кто носит платки", - рассказал Анатолий Пчелинцев.
По мнению юриста, существующих законодательных норм недостаточно и вопрос о праве школьников на ношение религиозной атрибутики следует закрепить в поправках к закону об образовании. Он подчеркнул, что в последнее время ситуация обострилась.
"Теперь в Ставропольском крае категорически запрещено ходить в школу в платках, - сказал адвокат. - В Чечне, Дагестане и других южных республиках обязательно надо ходить в платке. В других регионах это так строго не регламентировано. Везде разная практика. В федеральном законе об образовании надо четко регламентировать этот вопрос, а не оставлять его на усмотрение регионов. Я бы не запрещал ношение платков и вообще религиозной атрибутики. Когда права верующих соблюдаются, они начинают уважать государство, по-другому относятся".
По мнению Анатолия Пчелинцева, из принципа светскости не следует запрет на ношение религиозной атрибутики.
"Принцип светскости предполагает неукоснительное соблюдение свободы совести, права мировоззренческого выбора человека, - считает он. - А у нас часто хотят что-то запретить. Но это приведет только к обострению ситуации на местах".
Последние комментарии
Как достаточно просто узнать саентолога по комментарию. В статье нет "языка вражды", но, я понимаю, что представители культов обычно нетерпимы к критике или иронии. В этом материале я следовал мысли французского историка Шарля Дюкло "Когда умные и честные люди действуют заодно, глупцы и мошенники отступают".
Вопрос религии – достаточно деликатный, особенно, когда дело касается его освещения в средствах массовой информации во избежание оскорбления чувств верующих и разжигания межрелигиозной розни и вражды. Помимо традиционных конфессий существуют и новые религиозные объединения и движения, по отношению к которым также должны применяться нормы этики, морали и даже права.К сожалению, часто встречается, что приглашенные эксперты или сами журналисты не разбираются в религиозном многообразии России, в том, как живут верующие в разных общинах, во что и как они верят. Можно встретить публикации, в которых используется так называемый «язык вражды». Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики (Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г., Решение Общественной коллегии по жалобам на прессу от 27 ноября 2006 г.
Христос сказал "ученик не больше учителя, Меня гнали и вас будут", и все таки вопрос, а кто тогда власть?
Ничего себе, даже и не слышала об участии ТОАЗа. А ведь как могли пропиариться на всем, но не стали.
Ого! Вот это действительно награда по достоинству! Махлай молодец, что такое доброе дело сделал.