Самарский поэт Ярослав Зацепин: "Все влияет на поэзию, поэзия мало на что влияет"

Поэт, дизайнер, создатель и участник литературного объединения ЖЕЩЕ Ярослав Зацепин рассказал в интервью Волга Ньюс о портрете читателя, самоинтерпретации, записи рэпа в шкафу, самарской литературной жизни и создании платформы для реализации начинающих авторов.

Фото:

- Что сказали родители, когда узнали, что ты пишешь стихи?

- Я помню, была резиденция под названием "Реновация". Там наши тексты разбирали крутые российские авторы, а мы были достаточно маленькими. Помню, ко мне проявили много внимания. И я такой: "Меня разбирают, ко мне относятся серьезно, классно!" И в тот же момент мне пишет мать: "Я открыла твой паблик. Ярослав, как можно такое писать, там одна пошлость и вульгарщина". Она мне это пишет, и я, с одной стороны, приуныл, но в то же время понял, что там-то, на "Реновации", другая среда, другая аудитория, которая лучше разбирается в литературе и чье мнение более важно, чем мамино. Я понял, что мы просто разные.

- Можешь сразу определить по человеку, творческий ли он?

- По прохожим на улице я не могу определить, но в социальных сетях и приложениях для знакомств - да. Смотришь и думаешь - интересно ли человеку какое-нибудь творчество или у него другие интересы... Зачастую это срабатывает. Интуиция не подводит.

- Как быть с теми, кто не понимает твое творчество? Нужно ли им пытаться донести, о чем пишешь? Бывало ли у тебя такое, что ты объяснял свои тексты?

- Мы иногда собираемся и устраиваем самоинтерпретации, где каждый рассказывает: я писал этот текст таким-то образом. Но мы это делаем в кругу поэтов, не для публики. А вопрос этот вечен: нужно ли воспитывать публику, нужно ли ей потакать или, наоборот, обучать ее, приучать к чему-либо. Для начала нужно ответить на вопросы: "Кто публика?", "Где и когда ты обращаешься к людям?"

- То есть когда ты пишешь, у тебя в голове нет портрета твоего читателя?

- У меня есть, но я не могу говорить за всех. Для меня чувство адресата достаточно важно. Если я не чувствую адресата, мне сложно писать. Я думаю, что это такая погрешность в голове, от которой будто бы надо избавиться, но я не уверен.

- А кто адресат?

- Кто угодно. Кто тебе важен в этот момент - жители такой-то страны, девушка, в которую ты влюблен, или, может быть, кто-то, с кем у тебя конфликт. Может, тебя кто-нибудь недопонял, и ты такой: "Вот сейчас как напишу, и ты осознаешь". Такой театр теней получается. Но бывает, что и это переходит в диалог.

- Получается, твоим стихам предшествует некоторый эмоциональный порыв?

- Да, как и у любого человека. Я воспринимаю поэзию как способ коммуникации. Так делают не все.

- А как ты считаешь, поэзия вообще должна вызывать какую-то реакцию: чувства, эмоции?

- Поэзия никому ничего не должна. Всякие жалостливые стишочки в пабликах "ВКонтакте" про собачек, про бабушек, чтобы выдавить слезу, - вот вам эмоции. А еще есть театр. Вот театралы больше работают на эмоции. Хотя, я, наверное, обижу этим театралов. Работы с эмоциями недостаточно, чтобы всерьез воспринимать среду. Нужно развивать язык, сохранять его, работать с русским языком, со смыслами, которые он хранит, передает, развивает.

- Наступали ли у тебя такие моменты, когда ты не мог обращаться к своему внутреннему "я" за идеями? Может, выгорание?

- Нет. Но я постоянно откладываю на потом. У меня тьма заметок, недописанных текстов, строчек, и иногда я возвращаюсь к тому, чтобы что-то написать.

- Насколько тебе важно, чтобы твое творчество оценивали?

- Когда ты начинающий автор, тебе очень важно, чтобы тебя оценили, признали, но с какого-то момента тебе становится все равно. Ты понимаешь, что никаких авторитетов быть не может. Никто не скажет тебе: "Вот так писать правильно", ты будешь писать правильно, и вот ты - новый Пушкин. Такого никогда не будет, и в какой-то момент ты смиряешься, что нет человека, который способен тебя так оценить и тебе так рассказать, чтобы ты вдруг вышел на некий истинный путь. Никакого истинного пути не существует. Поэтому мне было важно, чтобы меня признали люди из литературной среды, которых я уважаю. Это произошло и после этого меня перестало сильно волновать чье-либо мнение. Но при этом я хочу, чтобы мои тексты кто-то читал, кто-то оценивал, не для меня, а для себя. Нравится ему или не нравится. Бывают люди, которые пишут, мол, ты украл какую-то строчку, а ты думаешь: может быть, украл, а может, и не украл, я уже даже не помню, как я это все писал... И такое бывает.

- Как ты начал писать?

- Я рэп слушал, очень много. Жил в Новокуйбышевске, и у нас тогда не было никакой среды поэтов, просто пацаны-подростки. Я слушал рэп и думал: "Блин, это магия..." Как они пишут эти тексты, как они делают из этого музыку?.. Мой детский мозг считал это чем-то невероятным, и мне тоже хотелось чего-то такого. В какой-то момент я загорелся желанием - надо написать. И написал - никакого бита, никакой музыки, просто текст на бумажке. Пацанам во дворе прочитал - недостаточно. Пошел учиться в художественное училище имени Петрова-Водкина в Самаре на направление "дизайн", здесь встретил товарища, и мы начали с ним начали писать рэп. У знакомого была самодельная домашняя студия, там микрофон стоял прямо в шкафу, но это была платная услуга. Сейчас то, что мы записывали, кажется смешным, но тогда мы серьезно к этому относились, пафосными были. Потом я уехал в армию. Много читал. Из того, что сейчас вспомню, - Шекспир, Моэм, Гоголь, Ремарк, Батюшков, Достоевский, Толстой. Там тоже много чего писалось. Сейчас смотрю на это и думаю: писал - и хорошо. Когда вернулся из армии, мне стало скучно. И тут я нашел "Поэтическую мастерскую". Уже тогда я знал Романа Мнацаканова и через него узнал, что они ведут набор. Я решил: приду, чтобы сказать, какие они там все надменные снобы. Прихожу, читаю им какие-то тексты, где иронично выстебываю все, что, в моем представлении, они могли бы делать, а они такие: "Ты классный, давай с нами". Так я начал вливаться в литсреду и, соответственно, заниматься поэзией более серьезно.

Литературная среда Самары очень интересная и бурлящая, в отличие от рэпа. Тут есть множество литературных объединений, от Союза писателей и до ребят, которые сами собрались и что-то делают. Ты такой смотришь на это все: "Я тоже хочу". Меня затянуло. Социальный аспект важен.

- Кто вдохновлял тогда, на кого равнялся?

- Сибирский панк Егор Летов и вся волна - Дягилева и прочее. Тот же рэп - Оксимирон, Noize MC (признаны Минюстом иностранными агентами. - Прим. Волга Ньюс), Луперкаль, 25/17... Могу перечислять до бесконечности. В "Поэтической мастерской" нам читали и предлагали читать Серебряный век. В армии меня очень увлекал Золотой - Пушкин и его учитель Батюшков, Лермонтов, - как и, наверное, любого подростка. Местными современниками, хочешь не хочешь, вдохновляешься. Читаешь их вместе с ребятами: "О, он делает так, а этот делает так" - и тоже на это внимание обращаешь. А еще есть питерские, они пытались в видеопоэзию, нет-нет она доходила и продолжает доходить до нас. Этими я вдохновлялся, когда начинал.

- А сейчас?

- Мне хочется произнести пафосные фамилии крутых поэтов, которыми я якобы вдохновляюсь. Но это будет неправда, потому что я буквально сейчас их для себя открываю. Это по-любому потом будет влиять. Луперкалем я всегда вдохновлялся и Егором Летовым. Из поэтов очень Ахматова нравится. Цветаева как будто такой же величины фигура, она влияет на любого поэта, который пытается конфликтовать с миром, но Ахматова берет своей русскостью, фольклорностью. Тем более что она еще Пушкина разбирала, она такой филолог, не только поэт, но и человек, который анализирует письмо.

- А в школе сочинения хорошо писал?

- Я писал сочинения в объяснительных. Я косячил, мне говорили писать объяснительную, и я строчил одну страницу, вторую, третью... Потом на пробковой доске вывешивали мои объяснительные. Они висели, их читали.

- Получается, ты был таким сорванцом, который не особо любил учиться?

- В школе - не знаю, а вот в училище да. Максимализм, бунтарство, тебе надо все сразу из себя изобразить, и ты не примиряешься с этим миром, который несправедлив и так неполноценен!.. А сейчас мир безупречен таким, какой он есть. Осталось лишь это принять.

- Что такое ЖЕЩЕ?

- Мы вместе с Пашей Шиверовым (один из создателей ЖЕЩЕ. - Прим.Волга Ньюс) планировали проводить какие-то массовые акции, провокации. Шли по набережной, веселились и придумывали всякую фигню. А потом подумали, что если мы начнем это реализовывать, нас, скорее всего, загребут. Мы планировали собираться большими компаниями и читать где-то стихи: в ювелирных, на площади, на чужих читках. В итоге поняли, что сейчас не самое удачное для этого время. По шапке дадут, штраф выпишут, и все на этом разрушится. И тогда меня понесло в сторону того, чтобы сформировать то, что мы делаем, в некоторое медиа. Сначала у меня была "Поэтическая мастерская", там было три состава. Первый я пропустил, во втором был участником, в третьем - куратором. Потом "Поэтическая мастерская" закончилась, мы просто тусовались кто с кем. Сейчас нет столько объединений, сколько их было раньше: в двухтысячных, чуть после. Было очень много разных объединений, и сейчас будто бы все распались. В последние лет пять-шесть лет ничего масштабного не происходит, за исключением фестиваля "Поэтическая логоцентрика" Кати Сим и фестиваля "Пятый.Свободный".

На мой взгляд, нужно переходить на какой-то следующий этап после того, как ты узнал людей в Самаре. Ну познакомились вы, почитали, а дальше-то что делать? В толстых литературных журналах тебя не примут, скажут: "Иди доучись, еще почитай кого-нибудь". Мало кто в них сразу попадает, в основном, по знакомству. В других городах тебя узнают только через фестивали или если ты хорошо раскрутишься, а никто хорошо не раскручивается самостоятельно. Ни у кого нет ни редакторов, ни эсэмэмщиков, все сетевики делают то, что получается. Подписчиков на 30, 50 или на 300 - это несерьезно. Есть только Константин Потапов, который уехал в Москву, вот он хорошо себя раскручивал и пиарил, поэтому он заслуженно популярен и известен.

ЖЕЩЕ - это возможность какого-то второго этапа. Не просто собраться вместе и почитать стихи, а публиковаться, чтобы тебя заметили в другом городе. Для меня ЖЕЩЕ - это не самарская штука, а медиа всероссийское. Мне захотелось сделать свой ресурс, на котором смогут публиковаться люди из разных городов. Потому что когда-то Самара была встроена во всероссийский литературный контекст, а сейчас, на протяжении пяти лет, у нас мало связей с другими городами. Ну вот мы раз в год ездим на фестиваль "Центр весны", а весь остальной-то год что происходит? Как будто бы и ничего. А на самом деле у нас тут все бурлит. Поэтому ЖЕЩЕ - дискуссионная платформа, которая устраивает мероприятия и на которой можно публиковаться, писать статьи. Если ты самарский молодой автор и хочешь реализоваться в литературе и в поэзии, ты можешь прийти в ЖЕЩЕ, сказать: "Я хочу написать статью" или "Я хочу сделать крутое видео". Мы найдем для этого возможности, тебя опубликуют, и об этом узнают люди. Но в основном никаких запросов к нам не поступает, только много критики и скепсиса. К нам относятся скептически, потому что никто не понимает, что такое ЖЕЩЕ. Но я уверен, что это дело времени - пройдет год-другой, и просто некуда больше будет идти. Уже особо некуда.

- В чем смысл названия и кто его придумал?

- Название придумал я. Да просто веселые буквы. Их меньше всего употребляют, это похоже на "жестче", на "жи-ши" и еще много разных смыслов. Мне нравится, что есть возможность интерпретации. Не хочется давать одну какую-то линию, по которой предписано понимать. Если я таким образом скажу, это не будет интересно, это не будет игра, это не будет весело. А если люди будут спрашивать: "А что вот это значит?", я буду отвечать: "Да", и это и будет значить. Это легкое, свободное от всего название, ни к чему не приуроченное. Я считаю, это дает нам некоторую свободу. Ты приходишь, и для тебя это сообщество будет таким, каким ты его хочешь видеть. И ты в нем можешь реализоваться таким образом, каким ты хочешь сделать это сообщество.

- Каковы планы на будущее?

- У нас идет разделение на реальные мероприятия и публикации. Я больше расположен ко второму, к тому, чтобы делать движуху в Интернете. Сделать из этого сообщество, живое пространство, медиа. Это лично моя направленность. У ребят во многом больше на мероприятия, и я это одобряю, соглашаюсь с ними, принимаю в этом большое участие. Из-за этого, конечно, страдает сообщество в Сети. Но я думаю, что в ближайшее время как-нибудь разрешу этот вопрос, чтобы был ресурс, который привлекал бы внимание. Я считаю, мы только-только начали.

- Помимо литературы, ты занимаешься дизайном. Твое увлечение поэзией как-то помогает в работе?

- Скорее, художественное образование и опыт изобразительного искусства, будь то живопись, рисунок или дизайн, больше влияют на поэзию, чем наоборот. Все влияет на поэзию, поэзия мало на что влияет. К сожалению, так. А может, и к счастью.

- Как найти в себе поэтическую жилку? Ведь у кого-то есть писательский дар, а у кого-то нет.

- Я не понимаю, как люди осознают, что им это надо. Не хочу говорить о том, что есть какой-то дар, талант. Это сомнительные вещи. Просто люди делают, им интересно, у кого-то получается лучше и интереснее, чем у других. Они привлекают больше внимания. Ты поэт, если ты считаешь себя поэтом. Если ты этим часто занимаешься, то ты обязательно чему-то да научишься. Многим ребятам нужно только показать себя, поторговать лицом, почитать на каких-то открытых микрофонах - и больше ничего. Меня удивляет, как человек может пресытиться. Как он продолжает заниматься поэзией и не устает от того, как ограниченно ею занимается. Неужели не хочется шагнуть куда-то дальше одной сцены одного бара? Попробовать хотя бы походить в объединения, где обсуждается поэзия, в тот же "Орфей", например.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дима Немытышев 09 апреля 2024 13:15 В Самару приедет папа Тани Гроттер

великолепные книги супер

Дмитрий Лакоценин 04 июня 2018 12:14 Александр Тицкий: "Творческое наследие Пушкина объединяет людей"

Замечательный человек! Таких бы поболе.

Sezyo Sergoney 15 января 2016 17:56 В Волжском районе открыта новая межпоселенческая библиотека

Прекрасно и замечательно, других слов нет!

Андрей Кириллов 19 мая 2015 06:47 В Самаре состоится публичная лекция Аси Казанцевой - автора книги "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости?"

А ведь мозг некоторых (скорее, его отсутствие) заставит туловище пойти на эту "лекцию".

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6