Бывший сотрудник требует с Пестравского маслозавода более 500 млн рублей

Более 500 млн руб. за якобы незаконное многолетнее использование популярного в Поволжье бренда "Пестравка" пытается взыскать с Пестравского маслозавода и ООО "Компания Молторг" самарец Юрий Гатауллин. Правообладатель торговой марки считает происходящее попыткой рейдерского захвата успешного бизнеса с более чем 20-летней историей. Участники рынка и эксперты с ним согласны.

Фото:

Почти два года в судах различных инстанций длится рассмотрение иска самарца Юрия Гатауллина к предприятиям, выпускающим продукцию под брендом "Пестравка". Суть конфликта в следующем. Человек, утверждающий, что 20 лет назад сделал карандашный набросок изображения коровы Пестравки (той, которую сейчас в регионе знает практически каждый по упаковке молочной продукции), пытается отсудить у Пестравского маслозавода и ООО "Компания Молторг" (на нее зарегистрирован бренд "Пестравка") более 500 млн руб. за якобы незаконное использование объекта интеллектуальной деятельности - изображения той самой коровы, которую окончательно дорисовывали профессиональные дизайнеры. Истец считает, что предприятия два десятилетия зарабатывали на образе коровы и теперь должны ему солидную сумму.

Впервые о своих претензиях экс-сотрудник ООО "Молторг" (организации, некогда занимавшейся реализацией и продвижением продукции маслозавода) Гатауллин заявил в  2021 г., обратившись в Советский районный суд Самары. Спустя год было вынесено решение о взыскании в его пользу более 71 млн руб. с Пестравского маслозавода и компании "Молторг".

Ответчики попытались оспорить это решение, однако 13 октября 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда увеличила взысканную сумму до 83 млн рублей. Уже в 2023 г., 7 февраля, указанные судебные акты были отменены Шестым кассационным судом общей юрисдикции. Дело снова направили на рассмотрение в Советский райсуд Самары. И тут истец увеличил исковые требования до более чем 500 млн рублей.

"Почти два года длятся судебные разбирательства по вопросу, где, казалось бы, все очевидно, - говорит директор ООО "Компания "Молторг" Александр Астафуров. - Гатауллин работал у нас с апреля 2000 года менеджером по рекламе, в его обязанности входили продвижение продукции предприятия, организация рекламных компаний. Именно тогда, в начале 2000-х, был создан первый видеоролик с главным героем - коровой. Насколько знаю, это было коллективное творчество небольшого тогда количества сотрудников. Потом изображение коровы много раз дорабатывали приглашенные профессиональные дизайнеры и маркетологи. Роспатент в марте 2009 года зарегистрировал логотип с коровой как графический товарный знак "Компании Молторг". Сейчас суды почему-то не берут в расчет то, что корову рисовали приглашенные специалисты при создании видеоролика, а Гатауллин просто участвовал в этом, как сотрудник компании. При этом за 20 лет он ни разу не возражал против использования изображения коровы в коммерческой деятельности в качестве товарного знака на этикетках выпускаемой продукции".

По словам Александра Астафурова, все эти годы экс-сотрудник не нес никаких расходов по продвижению бренда на рынке. "За маркетинг, рекламу, акции, распространение и сбыт продукции - за все платило предприятие. А он просто ждал, когда торговая марка раскрутится и станет приносить стабильную прибыль", - заметил он.

В "Молторге" отмечают, что в 2020 году, увольняясь по собственному желанию, Юрий Гатауллин в соглашении сторон письменно подтвердил отсутствие претензий к работодателю, получил все положенные по закону выплаты и дополнительное денежное вознаграждение в размере 140 тыс. рублей.

"Пестравка" - действительно популярный бренд в Поволжье. В настоящий момент она лидирует в продажах традиционной молочной продукции и полутвердых сыров в Самарской области, - говорит исполнительный директор Ассоциации молочных производителей "Дамол" Алексей Сорокин. - Однако исследования рынка показывают, что популярность этой продукции объясняется вовсе не использованием упаковки с коровой, а все-таки неизменно высоким качеством ее продукции, применением только натурального молока в производстве, годами отработанных технологий и рецептур".

"Вся эта история дурно пахнет, - говорит представитель "Дамола". - Такое ощущение, что за господином Гатауллиным кто-то стоит".

По оценке юристов, случаи, когда бывшие сотрудники требуют с работодателей компенсацию за работу, бывают. "Но практика показывает, что обычно эти требования возникают в момент увольнения, а не спустя три-четыре года, и счет, конечно, не идет на десятки и тем более сотни миллионов рублей", - говорит старший партнер Адвокатского бюро "Яблоков и партнеры" Марина Жирова.

"То обстоятельство, что истец обратился в суд спустя более чем 20 лет с момента начала повсеместного использования товарного знака, свидетельствует о его явной недобросовестности, - отмечает эксперт. - Очевидно, что взыскание с ответчиков заявленных истцом сумм было бы невозможно в момент создания рисунка: образ персонажа был тогда никому не известен, ответчики не имели такого объема производства, как сейчас".

Специалисты по патентному праву также удивлены претензиями Юрия Гатауллина. "Еще в 2009 году государство предоставило предприятию исключительное право на товарный знак с изображением коровы. Этот знак действует, истец его не оспорил. Это означает, что до тех пор, пока у предприятия есть право на товарный знак, его использование не может считаться нарушением возможных прав Гатауллина, - считает региональный директор юридической фирмы "Городисский и Партнеры" Татьяна Коровина. - Большой вопрос: почему истец более двадцати лет молчал (хотя очевидно, что знал об использовании предприятием изображения) и заявил свои требования только, когда бренд "Пестравка" приобрел широкую известность благодаря высокому качеству продукции, грамотной многолетней работе отделов продаж и маркетинга всего предприятия, а не одного конкретного сотрудника?"

"Существует судебная практика, когда суды отказывают истцу в его требованиях, если его действия по подаче иска противоречат его предыдущему поведению, - отмечает она. - Данный случай - как раз яркий пример такого противоречия между двадцатилетним молчанием истца и его внезапными многомиллионными требованиями".

Юрий Гатауллин отказался комментировать конфликтную ситуацию. "Не надо об этом писать", - заявил он корреспонденту Волга Ньюс в телефонном разговоре.

Между тем, о ситуации высказался и директор Пестравского маслозавода, выпускающего основную часть ассортимента бренда "Пестравка", Николай Астафуров. "На наш взгляд, исполнение судебных актов, принимаемых, похоже, под давлением, может привести к невыплате заработной платы сотрудникам предприятия, приостановке его работы, - говорит он. - Завод, десятилетиями обеспечивающий Поволжье натуральными и качественными молочными продуктами, может прекратить существование, оказавшись не в состоянии выплатить суммы, которые, по сути, и платить-то не должен!"

"Нам непонятно, почему по настолько очевидно сфабрикованному иску до сих пор нет окончательного отказа, - возмущается человек, организовавший выпуск продукции бренда 20 лет назад. - Два года коллектив держат под напряжением, и при этом суммы требований постоянно растут в геометрической прогрессии. Может, скоро нам предложат отдать весь завод за рисунок?"

"Возможно, мы сгущаем краски, - отмечает он. - Но на заводе поговаривают, что наглость бывшего коллеги объясняется поддержкой некой группы влиятельных лиц. А это уже похоже на ОПГ и рейдерский захват".

Меж тем участники самарского бизнес-сообщества также озадачены ходом и длительностью судебных разбирательств. "Я в курсе процесса вокруг бренда, - говорит генеральный директор "Тольяттимолоко" Максим Обуховский.  - Несмотря на то что мы - конкуренты, искреннее сочувствую коллегам по рынку. Надеюсь, суд будет объективен и вынесет справедливое решение. Многое удивляет в этой истории. Она похожа на заказ, в чем-то даже шантаж и не вполне добросовестную конкуренцию. Возникает множество вопросов. Если ты считаешь себя автором изображения - почему иск не к Роспатенту, зарегистрировавшему бренд? Почему спустя столько лет? Откуда такая сумма?! Удивляет и стоимость рисунка. Может быть, мы все не тем занимаемся и надо рисовать? И главное - как в будущем должны защищать себя предприятия от попыток подобных афер?"

История торговой марки "Пестравка" началась более 20 лет назад в Самарской области с выпуска Пестравским маслозаводом масла с одноименным названием. В 2009 году графический торговый знак был зарегистрирован Роспатентом. Сегодня бренд объединяет порядка 100 наименований продукции. Приобрести ее можно в торговых сетях и розничных магазинах Самарской, Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областей. По информации аналитиков рынка, продукты марки входят в число наиболее узнаваемых и продаваемых в Поволжье.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

евгения власкина 26 июля 2022 11:21 Россия установила рекорд по экспорту шоколада

А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?

Максим Морозов 24 июня 2021 03:44 Экс-директор СК "Родник" Павел Сметана: "У завода нет никаких активов"

Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?

Ольга Голубкова 23 сентября 2016 10:25 На Кошкинской земле варят отличные домашние сыры

Молодцы. Можно еще поехать в Подгоры к Андрею и Елене Замыцким. Они стремительно развиваются в аналогичном деле. Может полелятся секретами.

михаил вдовин 20 июля 2015 05:33 Самарскую фабрику "Миралакта" обвинили в подделывании сыров

И что дальше?

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4